Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок, 7 (метро Площадь Восстания)
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт при свечах «Планета БАХ»
Планета Бах — в программе виртуоза органа Марии Лобецкой прозвучат лучшие сочинения великого философа, представляющие широчайший спектр его органного наследия. Великий мастер совместил в своём творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства, охватив все современные ему жанры, кроме оперы. В концерте прозвучат масштабные двухчастные циклы, которые по традиции своего времени включали импровизационную первую часть — токкату, фантазию или прелюдию, и многоголосную, чётко выстроенную по законам полифонии фугу.
Концерт откроет роскошный виртуозный цикл Прелюдия и фуга ре мажор, созданный молодым Бахом в Веймаре. Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 годами во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу воистину вселенских масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу».
Фантазия и фуга соль минор создана Бахом для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор, созданную под впечатлением от кончины любимой жены Марии Барбары.
Завершающий концерт цикл Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор символически изображает Святую Троицу. Три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Изначально сочинение не являлось единым двухчастным циклом, а было создано Бахом в качестве открытия и завершения «Органной мессы» – третьей части «Клавирных упражнений». Тем не менее, обе части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов, и тональность с тремя бемолями при ключе.
Планета БАХ — органный космос ждет вас!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Токката и фуга фа мажор BWV 540
Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 552
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Мария Лобецкая, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.