Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок, 7 (метро Площадь Восстания)
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
«Органный концерт при свечах «Бах по-французски и Ave Maria»
Бах по-французски и Ave Maria— голос и орган в мерцании десятков свечей. Самира Галимова и Лилия Кузнецова, любимый публикой дуэт, представляют программу, в которой встречаются композиторы Германии и Франции.
Вечер откроет роскошное органное сочинение Иоганна Себастьяна Баха, написанное во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи (1672-1703). Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.
Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему. В этот вечер прозвучат версии Сен-Санса, Алена и Райнбергера.
Яркие акценты программы — вокальные опусы Габриэля Форе, Лили Буланже, Франсиса Пуленка и Петра Эбена.
В творчестве Габриэля Форе, прожившего долгую жизнь, соединились черты двух столетий. Он стал свидетелем расцвета импрессионизма и символизма, Вагнеровских фестивалей и Русских сезонов. Именно ему обязана французская музыка своим обновлением. В концерте прозвучит Pie Jesu из самого известного композитора — Реквием.
Лили Буланже, также представленная сочинением Pie Jesu, — ученица Габриэля Форе и сестра легендарной Нади Буланже, ставшая первой женщиной, получившей Большую Римскую премию за кантату «Фауст и Елена».
Франсис Пуленк — один из самых ярких композиторов XX столетия, вошел в историю музыки как участник «Шестерки» — группы французских композиторов, вдохновителями которой стали композитор Эрик Сати и литератор Жан Кокто. Один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии, был глубоко верующим, что отразилось в его многочисленных, затрагивающих самые глубины человеческой души, сочинениях.
Чешский композитор и органист Петр Эбен., чье сочинение заявлено в концерте, — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы, а в 2002 году записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.
Вечер завершится хоралом основателя французской органной романтической школы Сезара Франка. «Сущность музыкального произведения в его идее, — говорил композитор. — Она душа музыки, а форма — только телесная оболочка души». Этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса. Наполненная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Бах по-французски и Ave Maria — прикосновение к небесам.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) BWV 572
Лили Буланже (1893–1918) Pie Jesu
Франсис Пуленк (1899–1963) Priez pour paix
Петр Эбен (1929–2007) Lied der Ruth (Gesang zur Trauung 1970)
Александр Мозелер (1981*) Agnus Dei
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Ave Maria
Allegro moderato из Сонаты № 16 соль-диез минор op.175
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Габриэль Форе (1845–1924) Pie Jesu
Жан Арист Ален (1911–1940) Ave Maria
Нино Рота (1911–1979) Salve Regina
Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 3 ля минор FWV 40
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Самира Галимова, сопрано
Лилия Кузнецова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.